Неизведанный Севастополь

Неизведанный Севастополь

27.06.2018 752

Севастополь – не только город боевой славы, но и город, таящий секреты. Мы подскажем, куда поехать и что увидеть, чтобы почувствовать его неповторимость и никогда его не забыть.Севастополю исполнилось 235 лет. Но городища в этих местах существовали до нашей эры и уже тогда использовались для обороны. Ни одна статья не вместит всего, что можно увидеть и узнать в этих местах, которые с древности представляли интерес для многих народов.

«Кто владеет Севастополем, тот владеет Крымом; кто владеет Крымом, тот владеет Черным морем». Эти слова приписывают и графу Потемкину, и адмиралу Нахимову, но на самом деле это во все времена понимали и в Крыму, и за его пределами.

Именно поэтому Севастополь – город, которому, наверное, больше других пришлось воевать, быть осажденным и отражать атаки. Даже переводится это название как «город славы». Поэтому его дома, подземелья, скальные крепости – почти все здесь напоминает о военных действиях начиная с доисторических времен.

Первое, что можно порекомендовать тому, кто приехал в Севастополь ненадолго, – прогулки на туристической лодке, пассажирском катере или пароме. В Севастополе нет мостов, поэтому катера и паромы выполняют функцию общественного транспорта, особенно когда надо с Северной части города попасть на Южную. Кстати, транспорт ходит круглосуточно, только с 23.00 до 06.00 с вас возьмут двойной тариф.

Интервал в любом направлении – 10-15 минут, при этом на всех остановках есть схемы движения транспорта, и можно скорректировать и продумать свой маршрут. Другого сообщения между ними до сих пор нет. А вообще – чтобы увидеть и хоть немного узнать город, четвертый по величине в мире после Москвы, Нью-Йорка и Пекина, нужно не меньше недели.

Наверное, всем известно, что Севастополь – родина Черноморского флота. Но гораздо меньшее число людей знают, что здесь родилась и русская авиация. В 1910 году великий князь Александр Михайлович Романов, побывав во Франции и заболев небом, купил десять аэропланов и открыл здесь летную школу.

Место было выбрано не случайно – в Севастополе находился огромный парк аэростатов и воздушных шаров. Заявлений было подано больше 2,5 тыс. Школа так быстро стала популярной, что через три года ее перевели в севастопольский поселок Кача, где построили все необходимое для работы высшей авиашколы. Именно здесь в 1914 году «мертвую петлю» выполнил легендарный пилот Нестеров, а выводить машины из «штопора» учил Арцеулов. И в Гражданскую, и в Великую Отечественную все это спасло десятки тысяч жизней.

Именно выпускники Качинской авиашколы под руководством Валерия Чкалова в 1936 году совершили 60-часовой перелет из Москвы на остров Удд, без посадки более 10 тыс. км. Качинское высшее военное авиаучилище закончили: Леваневский, Ляпидовский, Покрышкин, Кокорина, сын Сталина, его выпускники стали маршалами авиации, генералами, были и Герои Советского Союза.

Сейчас в Каче собираются создавать музей авиации, а пока о прошлом училища можно узнать в мемориальной комнате, которая расположена в здании качинского офицерского клуба.

В Севастополе можно совершить морскую прогулку по бухтам и посмотреть военные корабли. Черноморский флот – это первое, что создала Екатерина II после окончательного отражения притязаний турок на Крым и присоединения Крыма к России. Указ о формировании флота был издан в июне 1783 года.

Лучше взять часовую прогулку, за которую можно получить наиболее полное представление о севастопольском флоте. Во время прогулки можно увидеть корабль на воздушной подушке, большие десантные корабли, суда связи, корабль-кабелеукладчик, плавучий госпиталь и услышать очень интересные истории, например, о немецких неконтактных донных магнитных минах, которые в 1941 году немцы скидывали в бухту и которые реагировали на магнитные поля, создаваемые двигателями кораблей.

Наши физики обнаружили этот факт и создали судно размагничивания СР-137. Все корабли действующие. Попасть внутрь туристы могут только в День Военно-морского флота – в 2018 году празднование начнется 29 июля, а вообще это особенное для горожан торжество принято отмечать в последнее воскресенье седьмого месяца, и традицию приписывают основателю русского флота Петру I.

В этот день в городе будет очень празднично и торжественно: пройдут парады кораблей, высадки десанта, смотры боевой техники, салюты в честь героев-моряков, которые, как говорят горожане, отличаются от остальных салютов особой красотой и масштабом.

Флот на Черном море – Лазаревское адмиралтейство – был создан в 1783 году. Именно здесь были отремонтированы крейсер «Очаков» и броненосец «Потемкин». Адмиралтейство празднует свою «дату рождения» даже на два дня раньше, чем сам город. Через 100 лет после образования адмиралтейства здесь создали музей, по экспонатам которого легко проследить историю не только судоверфи, но и всего города.

В залах музея – их четыре – можно увидеть модели деревянных парусных кораблей, с которых началось судостроительство на Севморзаводе. Именно здесь в советский период был построен маневренный многоцелевой плавкран, аналогов которому в мире не было. Если немного отъехать от Севастополя, можно увидеть пещерные города – одни из самых древних и малоизученных достопримечательностей Крыма. Большая часть пещерных городов находится в Бахчисарайском районе, начиная от поселка Скалистое. Почти все они построены в VII веке до н.э.

«Бочка смерти», или форт «Южная Балаклава», – самое южное и самое высокое береговое укрепление в Европе. Оно изготовлено из листовой брони и по форме неотличимо от бочки. Существует миф, что “бочку” немцы использовали, чтобы расстреливать и сбрасывать вниз пленных советских солдат. Однако подтверждения этому пока не найдены. Зато есть более реалистичное объяснение.

«Бочка» диаметром 1,8 м и высотой 2 м, закрепленная над отвесом скалы, – высотный наблюдательный пост, в стенах и полу которого были предусмотрены щели. Форт использовался как наблюдательная и огневая позиция.

Строить такие укрепления в Балаклаве начали еще в период обороны 1854–1855 годов. И сейчас, чтобы войти в эту «бочку», нужна склонность к экстриму – вошедший оказывается на высоте нескольких сотен метров над уровнем моря в практически отвесном сооружении.

«Объект 221» когда-то был сверхсекретным. Это был подземный город, способный выдержать ядерный удар. Но вот разрухи 1990-х он не пережил.

Как только не называли эту стройку: «Объектом 221», «Норой», «высотой 495», каменным или соляным карьером. На самом деле это был запасной командный пункт Черноморского флота СССР. Предполагалось, что в случае военных действий командование войсками и соединениями Черноморского флота СССР велось бы именно отсюда.

Строить «Объект 221» начали в 1977 году. Его высота, точнее глубина – почти 200 м, он имеет четыре подземных этажа, два основных входа, а общая площадь – 17,5 тыс. м2, это самое масштабное подземное сооружение в Крыму. На территории «Объекта 221» должны были разместиться узел спутниковой связи, информационно-вычислительный центр, своя электростанция, емкости для воды и топлива, система вентиляции и регенерации воздуха, кухня-столовая, медпункт. Внутренние помещения могли вместить сотни специалистов – офицеров штаба, связистов, обслуживающий персонал. Все было готово на 90%. Но в 1998 году охрана была снята, и весь город был полностью разграблен.

Любители «заброшек» могут побывать на «Объекте 221» с диггерами или самостоятельно. Но надо обязательно помнить, что это может быть небезопасным. На Братском кладбище похоронены, по разным данным, от 40 до 50 тысяч защитников Севастополя времен Крымской войны XIX века, павших при защите города в 1854–1855 годах.

Чтобы представить себе самоотверженность защитников Севастополя, упомянем лишь об одном эпизоде. Всего за два месяца боев стволы орудий 30-й батареи, рассчитанные на 300 снарядов, выпустили по немцам 1238 снарядов.

Уже к началу 1942 года они полностью износились и нуждались в замене. Из секретного хранилища к батарее доставили 50-тонные запасные стволы. На их замену по нормативам нужно было отводить 60 суток. Однако личный состав батареи при помощи специалистов Артиллерийского ремонтного завода Черноморского флота №1127 и ленинградского завода “Большевик” смогли заменить стволы за 16 суток. При этом использовался только небольшой кран и домкраты. Всего в полутора километрах от них все это время проходила линия фронта.

Огонь батареи, помимо ущерба техсредствам противника, оказывал большое моральное воздействие. К третьей декаде июня 1942 года у бойцов не осталось ни запасов продовольствия, ни боевых снарядов. Постепенно немцы завладели батареей, часть бойцов сумела ее покинуть, остальные были захвачены в плен и затем расстреляны. Сейчас 30-я бронебашенная батарея находится на консервации с возможностью срочного приведения ее в боеготовность. В батарее в ближайшее время готовятся открыть музейный комплекс и новый маршрут.

Материал предоставлен ТАСС

С Уважением, Ваш ИнформОбъект

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Перейти к верхней панели