«Раз в месяц мы все – театралы»

«Раз в месяц мы все – театралы»

01.11.2017 657

«Наш театр неотделим от города, в котором мы работаем. О Севастополе знают во всём мире, его история – это легенды, переведённые на многие языки. Каким может быть театр, представляющий такой город? Очень современным, очень оснащённым, хранящим традиции, но постоянно вовлекающим в свою орбиту поколение за поколением. Я мечтаю, чтобы севастопольцы увязывали события своей жизни с театром. Завтра выходной? Надо пойти в театр. Грустно? Надо глянуть – что там в театре. Хочется сделать сюрприз для близкого человека? Так лучше всего пойти в театр! И эту цепочку можно продолжать бесконечно…», – рассказал главный режиссер Севастопольского академического русского драматического театра им. А. В. Луначарского Григорий Алексеевич Лифанов.

31 октября в стенах театра стартовал нестандартный проект по привлечению новой аудитории. Студенты и сотрудники Севастопольского государственного университета, Саратовского социально-экономического института РЭУ имени Г. В. Плеханова и Педагогическоого колледжа им. П.К. Менькова, в рамках «Театральных вторников» посетили спектакль «Все в саду».

«Театральные вторники» – мероприятия, которые будут проводиться в последний вторник месяца. Студентам и сотрудникам высших учебных заведений будет предоставлена возможность посетить выбранный раннее спектакль по льготной цене, а после его просмотра задать вопросы режиссеру или актерам.

В этот раз, администрацией театра была предложена постановка «Все в саду».  В репертуаре этот спектакль-триллер был долгих 7 лет, а вечером актерская труппа сыграла его в последний раз. Трагикомедия Эдварда Олби, поставленная главным режиссером театра Григорием Лифановым поражала зрителей. Поражала, во всех смыслах и контекстах, своей актуальностью, творческими решениями (пластические номера, многоуровневое использование сцены и медиапроекции), комедийностью и драматизмом одновременно.

Но после «зелёного» спектакля у меня осталось двойственное впечатление. Наряду с бесконечным восторгом и восхищением от происходившего на сцене, грусть и разочарование от того, что окружало в зале. Не знаю, уместно ли говорить о том, что зрители, направляясь к своим местам, проходили спиной мимо пропускавших их людей, о том, что после третьего звонка заходили многие или о том, что театр встречал своих гостей очередью у зеркала в холле. Наверное, к этому пора привыкнуть…

Интересно, что Совет обучающихся Гуманитарно-педагогического института СевГУ проводил в театре некий квест. Одно из заданий которого заключалось в том, чтобы одеться и прийти на спектакль в стиле поп-арт. Напомню, что для данного стиля одежды характерны мини-юбки, водолазки, огромные очки, шляпы и брюки-клеш. Макияж обыкновенно необыкновенный – яркий и агрессивный. Наверное, по задумке организаторов квеста, атмосфера и действие спектакля должны были плавно перетечь в зал и слиться с ним воедино. К счастью или к сожалению, с подобным «заданием» «справились» немногие, но актеры, хотя и не выходили за пределы сцены, создали неповторимую атмосферу США середины ХХ века.

Но атмосфера этой роскошной американской жизни играет далеко не главную роль, хотя на идею, разумеется, работает. «Сколько стоит мораль?» – вот, по моему мнению, главный вопрос, задаваемый автором. Проблемы потребительского существования, мелочности людей и, конечно, любви поднимаются в произведении. «Легкая» форма создает обманчивое впечатление «легкого» содержания. Содержание же заставляет схватиться за голову! Но за нее в этот вечер я хватался не только из-за него…

Представьте кульминационную сцену, в которой главный герой узнает и осознает каким образом «зарабатывает» его жена. Он пропускает это через себя, понимая, кем стал самый дорогой его сердцу человек, и выкрикивает: «Шл*ха!» В зале стоит смех.

После завершения спектакля, когда зал заметно поредел, зазвучали вопросы об актуальности произведения, об алкоголе и сигаретах на сцене, о тонкостях актерской профессии… Мой вопрос был адресован актеру, исполнявшему роль главного героя, звучал он так: «Каково играть один самых эмоционально-напряженных моментов спектакля, когда в зале стоит смех? Ведь слово на букву «Ш» такое смешное…». Тишина в зале была нарушена шквалом аплодисментов, когда актер начал свой ответ словами: «Знаете, за что я люблю театр?..» Артист сказал о принципиальном различии театра от других искусств, где  непредсказуемая публика может отреагировать не так, как желает актер. Но тот в свою очередь обязан не теряться, храня верность личной сверхзадаче, с которой он выходит на сцену. Это, разумеется, лукавый ответ профессионала, другого, наверное, и не стоило ожидать.

Публика, какой бы она ни была, выступала и продолжает выступать главным цензором. От нее в первую очередь зависит решение: «быть или не быть» спектаклю. Но спрос рождает предложения! Вспомните, что привозят в Крым гастролирующие театры. Хотя, зачастую это не театры и не театральные коллективы, а узнаваемые, медийные лица, поставившие за месяц спектакль по мотивам бульварного романа и поехавшие с ним по стране. Поэтому сегодня на какой-то условный спектакль «Майские коты или стриптиз старушки», полный пошлостей и низкого юмора люди пойдут, отдав деньги, и, скорее всего, останутся довольными. А на нечто достойное – вряд ли. Придется пригласить студентов или кого-то ещё…  Придется потерпеть шум в зале, мешающий как актерам, так и зрителям.

В любом случае, Севастопольский академический русский драматический театр им. А.В. Луначарского, действительно, живет и развивается, открывая новые горизонты и ставя перед собой амбициозные цели.

Он пошёл на открытый диалог со зрителем, но готов ли зритель к такому диалогу? Сложный вопрос…

 

С Уважением, Ваш ИнформОбъект

Статья: Турчанович Олег, ИнформОбъект

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Перейти к верхней панели